Психологическая служба
Основные задачи психологической службы:
- поиск и внедрение новых индивидуальных форм работы, обеспечивающих оказание адресной социальной, психологической и педагогической помощи каждому осужденному, с учетом его социально-демографической, уголовно-правовой, уголовно-исполнительной и индивидуально-психологической характеристики, в условиях отказа от бригадно-отрядной формы организации жизни осужденных;
- повышение требований к научному и методическому уровню психодиагностической и психокоррекционной работы;
- разработка и развитие психотерапевтического направления работы психолога;
- совершенствование научно-технического обеспечения деятельности психолога;
- оптимизация диагностического инструментария психолога и объема психодиагностической работы;
- внедрение инновационных технологий, адаптация передового отечественного и зарубежного опыта работы;
- постановка психологического диагноза и выработка рекомендаций по индивидуализации процесса исполнения уголовного наказания на основе изучения индивидуально-психологических особенностей личности осужденного;
- оказание психологической помощи осужденным, подозреваемым и обвиняемым в адаптации к условиям социальной изоляции, в преодолении кризисных и стрессовых ситуаций, оптимизации межличностных отношений, в подготовке к освобождению и профессиональному самоопределению;
- психологическая коррекция поведения осужденных, изучение социально-психологических процессов в их среде, в том числе в рабочих бригадах, работающих на предприятиях и занятых на хозяйственных работах, психологическая профилактика негативных явлений в местах лишения свободы, формирование позитивного отношения к труду, учебе, социальным нормам и ценностям;
- психологическое обеспечение профессиональной деятельности персонала органов и учреждений УИС, а также учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях, подведомственных ФСИН России: осуществление первичного психологического отбора кандидатов на службу (учебу), психологическое сопровождение вновь принятых сотрудников, профессионально-психологическая подготовка и консультирование персонала;
- изучение социально-психологического климата в коллективах, психопрофилактика и психологическая коррекция деструктивного поведения, эмоционального выгорания и профессиональной деформации сотрудников.
Основные функции психологической службы:
- Диагностическая – заключается в постановке психологического диагноза и написании психологического портрета на основании углубленного, объективного и всестороннего изучения личности с целью выявления и описания ее индивидуальных психологических особенностей, условий формирования; выявления лиц, относящихся к "группе повышенного внимания" и требующих постановки на профилактический учет психолога; изучения социальных общностей (групп осужденных, коллективов сотрудников и т.п.), динамики социально-психологических явлений и состояний. Реализуется посредством применения специальных психодиагностических методов (тестирование, изучение документов, беседа, наблюдение и др.) изучения личности и/или группы и психологических алгоритмов обработки и интерпретации полученной информации. Диагностические мероприятия производятся в соответствии с примерным перечнем психологических методик, рекомендованных для использования в деятельности психологов;
- Консультативная – направлена на оказание психологической помощи индивиду в решении личных психологических проблем, актуализацию внутренних резервов личности для преодоления кризисных и проблемных ситуаций, помощь в профориентации, саморазвитии, а также на решение служебных задач с учетом психологических факторов;
- Психокоррекционная – заключается в целенаправленном изменении социально-психологических установок и ценностных ориентаций индивида, обучении его приемам и способам саморегуляции и самоконтроля, формировании необходимых навыков и умений в сфере общения, коррекции и развитии системы отношений личности, повышении устойчивости к неблагоприятным психологическим воздействиям и факторам (стрессам, критическим и конфликтным ситуациям). В рамках данной функции психолог проводит психокоррекционные мероприятия с использованием индивидуальных и групповых форм работы (аутотренинг, социально-психологические тренинги и др.);
- Прогностическая и психопрофилактическая – состоит в прогнозировании индивидуального и группового поведения, оценке перспектив развития личности и социальной ситуации, своевременном предупреждении межличностных конфликтов, эмоционального выгорания, суицидов, иных негативных проявлений, обусловленных изоляцией осужденных, подозреваемых и обвиняемых от общества, а также у сотрудников учреждения, вызванных спецификой и условиями служебной деятельности, бытовыми и семейными проблемами;
- Просветительская – заключается в повышении уровня психологической культуры и компетентности персонала, формировании у сотрудников учреждения установки на конструктивное сотрудничество с психологической службой, обучении их профессионально значимым психологическим навыкам и методам работы, умению грамотно использовать информацию и рекомендации, полученные от психолога, а также в распространении необходимых психологических знаний среди осужденных, подозреваемых и обвиняемых и формировании у них доверия к психологу и позитивного отношения к его деятельности. Для обеспечения реализации данной функции сотрудники психологической службы проводят лекции, беседы, занятия в системе служебной подготовки, используют иные формы пропаганды психологических знаний;
- Исследовательская – направлена на самостоятельное (или совместное с образовательными и научно-исследовательскими учреждениями) проведение исследований и экспериментов в области пенитенциарной психологии, изучение различных социально-психологических явлений и процессов в местах лишения свободы, разработку и апробацию научно-обоснованных методик изучения личности и социальных общностей, коррекцию индивидуального и группового поведения, выработку методических рекомендаций по различным направлениям деятельности психологической службы.
Перечень нормативных актов, регламентирующих деятельность психологической службы:
- Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от «12» декабря 2005 г. № 238 «Инструкция по организации деятельности психологической службы уголовно-исполнительной системы»;
- Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от «3» мая 2007 г. № 86 «Об утверждении форм статистической отчетности ФСИН России по состоянии социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными и инструкций по их заполнению»;
- Методические рекомендации о порядке психологического изучения граждан при поступлении на службу в уголовно-исполнительную систему и перемещении сотрудников уголовно-исполнительной системы по службе №10/1-841 от 21.03.2008г.
Информационные материалы, освещающие деятельность психологической службы
Психологи СИЗО-2 проводят с несовершеннолетними АРТ-терапию
Психологи УИС Карелии приняли участие в семинаре по вопросам клинической психологии
Начальник психологической лаборатории ФКУ ИК-1 стала призером конкурса «Лучший психолог УИС СЗФО»
Психологи ФКУ ЛИУ-4 обучают сотрудников психологическим основам безопасности.
Психологи СИЗО-2 проводят психокоррекционные занятия с осужденными женщинами, используя метод песочной терапии
Сотрудники ФКУ СИЗО-2 поздравили несовершеннолетних, содержащихся в учреждении, с Днем защиты детей
В РБ-2 продолжается работа с осужденными, имеющими алкогольную и наркотическую зависимость
Сотрудниками уголовно-исполнительной инспекции проведено родительское собрание для законных представителей несовершеннолетних осужденных
Психологи уголовно-исполнительной инспекции проводят псикоррекционные занятия с несовершеннолетними
В Республиканской больнице №2 продолжается работа с осужденными, имеющими алкогольную и наркотическую зависимость
Психологи СИЗО-1 используют в своей деятельности программу «радуга материнства» для осужденных женщин, имеющих детей
В РБ-2 продолжается работа с осужденными, имеющими алкогольную и наркотическую зависимости
В следственном изоляторе №2 (г.Сегежа) с несовершеннолетними осужденными было проведено занятие, посвященное празднованию всемирного дня улыбки
В рамках школы подготовки к освобождению психологи ИК-9 проводят занятия с осужденными
В ФКУ СИЗО – 1 УФСИН России по Республике Карелия проведено занятие с несовершеннолетними, направленное на преодоление негативных эмоциональных состояний
В рамках Всероссийской акции "воскресение души" психологи ИК-9 провели психологический тренинг с осужденными женщинами участка колонии-поселения
Сотрудники психологической службы уголовно-исполнительной системы отмечают свой профессиональный праздник
Начальник психологической лаборатории ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия заняла 2 место в финальном этапе конкурса профессионального мастерства среди пенитенциарных психологов
Осужденные ФКЛПУ РБ-2 УФСИН России по Республике Карелия прошли курс занятий по избавлению от алкогольной и наркотической зависимости
Психологи СИЗО-2 УФСИН России по Республике Карелия в работе с несовершеннолетними используют сказкотерапию
Начальник психологической лаборатории ФКУ ИК-9 вошла в тройку лучших пенитенциарных психологов в Северо-Западном Федеральном округе
Психолог филиала уголовно-исполнительной инспекции по Сегежскому району приняла участие в заседании комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
Психолог Спид-центра провела профилактическую беседу в СИЗО-1
В УФСИН России по Республике Карелия прошел первый этап Всероссийского конкурса пенитенциарных психологов
Осужденные ФКЛПУ РБ-2 УФСИН России по Республике Карелия прошли курс занятий по избавлению от алкогольной и наркотической зависимости
Сотрудники УФСИН России по Республике Карелия освоили современную методику разрешения конфликтов – восстановительную медиацию
Проект ФСИН России по борьбе с алкогольной и наркотической зависимостями успешно реализуется в республиканской больнице №2
Психолог УФСИН приняла участие в деятельности комиссии по медиации